Решение по делу
25 марта 2019, 00:00
Тип документа:
Отчетность

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения объявлена 15 марта 2019 года г. Ханты-Мансийск

Решение изготовлено в полном объеме 25 марта 2019 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя;

Члены Комиссии:

<...> – ведущий специалист-эксперт Отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства;

<...> — старший государственный инспектор Отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства;

рассмотрев дело № 02-06-016/2018 по признакам нарушения АУ Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Пыть-Яхская городская стоматологическая поликлиника» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в отсутствие на заседании представителя Заявителя, уведомленного надлежащим образом, о чем свидетельствуют материалы дела,

в присутствии на заседании представителя Ответчика — <...>, по доверенности от 09 января 2019 года № б/н,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты Мансийскому автономному округу – Югре (далее — Ханты-Мансийское УФАС России) поступили материалы проверки Прокуратуры г. Пыть-Яха (далее — Заявитель) (вх. от 17.09.2018 № 02-5674) на действия АУ Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Пыть-Яхская городская стоматологическая поликлиника» (далее — АУ «ПЯГСП»), в части нарушения требования Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) при проведении следующих закупок у единственного поставщика:

- закупка пломбировочных материалов на сумму 295 550 руб.;

-закупка одноразовых изделий медицинского назначения на сумму 104 980 руб.;

- закупка расходных материалов для ортопедического отделения на сумму 399 900 руб.;

- закупка пломбировочных материалов для эндодонтии на сумму 266 00 руб.;

- закупка средств индивидуальной защиты на сумму 398 500 руб.;

- закупка стоматологических расходных материалов на сумму 115 300 руб.;

- закупка расходных материалов для пародонтологического кабинета на сумму 139 100 руб.;

- закупка стоматологических препаратов для анестезии на сумму 209 400 руб.

Согласно материалам проверки Прокуратуры г. Пыть-Яха, вышеуказанные закупки проведены способом у единственного поставщика.

Заявитель считает, что АУ «ПЯГСП» искусственно раздробило вышеуказанные закупки, поскольку предметом указанных закупок являются товары одной группы ОКВЭД код 21.20 «Производство лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях».

В ходе рассмотрения обращения, Ханты-Мансийским УФАС России установлено следующее.

На официальном сайте www.zakupki.gov.ru 10 сентября 2018 года АУ «ПЯГСП» размещено извещение № 31806902895 о проведении закупки у единственного поставщика на закупку пломбировочных материалов, закупку одноразовых изделий медицинского назначения, закупку расходных материалов для ортопедического отделения, закупка пломбировочных материалов для эндодонтии, закупку средств индивидуальной защиты, закупка стоматологических расходных материалов».

По итогу проведения указанной закупки заключен договор по лоту «закупка средств индивидуальной защиты». В отношении остальных лотов АУ «ПЯГСП» в соответствии с

Согласно протоколу № 30 от 17.09.2018 года в отношении остальных лотов АУ «ПЯГСП» отказалось от заключения договоров.

На официальном сайте www.zakupki.gov.ru 08 августа 2018 года размещено извещение № 31806797440 о закупке у единственного поставщика на закупку расходных материалов для пародонтологического кабинета.

Закупка содержала 2 лота:

1) закупку расходных материалов для пародонтологического кабинета;

2) закупка стоматологических препаратов для анестезии.

По итогу проведения указанной закупки по первому лоту заключен договор с ИП Ковязина, по второму — с ООО «Рокода-Дент».

В соответствии с Планом закупок товаров, работ, услуг на 2018-2019 годы (на период с 05.01.2018 по 05.01.2019) АУ «ПЯГСП» установлены графики осуществления процедур закупки.

Согласно вышеуказанным графикам, антимонопольный орган установил, следующее:

1. Планируемая Закупка пломбировочных материалов разделена на 4 части:

-08.2018 на сумму 295 550 руб.;

-04.2018 на сумму 163 650 руб.;

-02.2018 на сумму 188 650 руб.;

-10.2018 на сумму 286 900 руб.

2. Планируемая Закупка одноразовых изделий медицинского назначения разделена на 3 части:

-05.2018 на сумму 117 490 руб.;

-08.2018 на сумму 104 980 руб.;

-10.2018 на сумму 272 460 руб.

3. Планируемая Закупка расходных материалов для ортопедического отделения разделена на 3 части:

-04.2018 на сумму 222 430 руб.;

-08.2018 на сумму 399 900 руб.;

-09.2018 на сумму 259 110 руб.

4. Планируемая Закупка стоматологических расходных материалов разделена на 3 части:

-03.2018 на сумму 245 800 руб.;

-05.2018 на сумму 398 390 руб.;

-08.2018 на сумму 115 300 руб.;

5. Планируемая Закупка стоматологических препаратов для анестезии разделена на 3 части:

-02.2018 на сумму 209 400 руб.;

-05.2018 на сумму 209 400 руб.;

-08.2018 на сумму 209 400 руб.

В обоснование заключения договоров с единственным поставщиком АУ «ПЯГСП» ссылалось на подпункт 22 пункта 266 раздела 60 параграфа 5 Положения о закупках товаров, работ и услуг для нужд АУ «ПЯГСП» от 12.08.2016 года (далее — Положение о закупках).

Согласно вышеуказанной норме Положения о закупках закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется в случаях указанных в данной норме, в том числе если приобретаются товары, работы, услуги на сумму не более 400 000 рублей (без НДС).

Согласно пункту 2 Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, утвержденного ФАС России, разработанного с целью повышения открытости и прозрачности закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, увеличения количества участников закупки, развития конкуренции, а также недопущения нарушений положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, при установлении в положении о закупке права заказчика осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) рекомендуется предусмотреть исчерпывающий перечень оснований для заключения договора с единственным поставщиком.

Закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры.

Также в положении о закупке целесообразно предусмотреть обязанность обоснования необходимости заключения заказчиком договора с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), начальной (максимальной) цены договора и выбора им конкретного поставщика (исполнителя, подрядчика), с которым заключается такой договор.

Положение о закупке должно содержать исчерпывающий перечень применяемых способов закупок. При этом для повышения прозрачности проводимых закупок заказчику следует установить в положении о закупке критерии выбора заказчиком способа закупки товаров, работ, услуг в зависимости от предмета договора и или цены договора.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России считает, что при заключении договоров и при утверждении плана закупок АУ «ПЯГСП» искусственно раздробило закупки по формальным признакам, ссылаясь на подпункт 22 пункт 266 раздел 60 параграф 5 Положения о закупках, поскольку в течение непродолжительного периода времени с одним поставщиком были заключены договоры с аналогичными условиями.

Под необоснованным дроблением закупок понимается искусственное уменьшение объема отдельной закупки, НМЦ при условии, что потребность в такой продукции на плановый период заранее известна заказчику и не существует препятствий технологического или экономического характера, не позволяющих провести одну процедуру закупки для планируемого объема требуемой продукции.

Таким образом, приведенный подпункт рассматриваемого Положения о закупках содержит условия (случаи), предусматривающие возможность осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при заключении договоров на оказание вышеуказанных услуг, что позволяет Заказчику использовать исключительно указанный способ закупки без проведения конкурентных процедур, а также осуществлять выбор единственного поставщика услуг, устраняя при этом конкуренцию; осуществить размещение заказа путем закупки у единственного поставщика по всем потребностям учреждения, что создает возможность для привлечения определенного исполнителя для выполнения работ без проведения торгов, что в свою очередь приводит к ограничению конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции, положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Перечень нарушений, перечисленный в статье 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим, и для квалификации действий по организации и проведению торгов как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений законодательства о контрактной системе с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду в конкретном случае.

Таким образом, в действиях АУ «ПЯГСП», выявлены признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в искусственном раздроблении проводимых закупок по формальным признакам, путем заключения договоров с несколькими поставщиками в целях избежания размещения проводимых закупок конкурентным способом, как устраняющие конкуренцию.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА

 

1. Признать в действиях АУ Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Пыть-Яхская городская стоматологическая поликлиника» (628386. г. Пыть-Ях, мкр. 2 «Лесников», ул. Сибирская, д. 6) нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в искусственном раздроблении проводимых закупок по формальным признакам, путем заключения договоров с несколькими поставщиками в целях избежания размещения проводимых закупок конкурентным способом, как устраняющие конкуренцию.

2. Обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать, в связи с исполнением заключенных договоров.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 

 

Председатель комиссии <...>

 

 

Члены Комиссии: <...>

 

 

<...>

Наверх