1. Вопрос: Как соблюсти закон о защите конкуренции, если рынок отсутствует? Какие обоснования будут легитимными?

Ответ: В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в антимонопольном законодательстве используются следующие основные понятия:

товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контраткной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

На основании вышеизложенного, в случае отсутствия товарного рынка Заказчик не сможет описать объект закупки в соответствии с требованиями Закона о контраткной системе.

 

2. Вопрос: Возможно ли сумму пени удерживать из цены контракта? И возможно ли это предусмотреть в контракте?

Ответ: Согласно части 6 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения и в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения предусмотренного контрактом обязательства (часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе).

Вместе с тем ни положениями Закона о контрактной системе, ни Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ, не регламентирован порядок взыскания неустоек (штрафов, пеней), подлежащих уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство о контрактной системе основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Гражданское законодательство, устанавливая общий принцип необходимости надлежащего исполнения обязательств (статья 309 ГК РФ), предоставляет возможность выбора одного из способов прекращения обязательства, предусмотренных главой 26 ГК РФ, в числе которых - прекращение обязательства зачетом встречных однородных требований (статья 410 ГК РФ).

Зачет как способ прекращения обязательства является односторонней сделкой, для совершения которой необходимы определенные условия: требования должны быть встречными, однородными, с наступившими сроками исполнения (пункт 2 статьи 154, статья 410 ГК РФ). В силу статьи 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны. Пунктом 1 статьи 410 ГК РФ установлено, что для осуществления зачета необходимо, чтобы кредитор по одному обязательству являлся должником по другому, а должник по первому выступал кредитором по второму обязательству.

На основании изложенного обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя) по оплате неустойки (пени) за просрочку поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) и заказчика по оплате такой поставки товара (работы, услуги) являются «зачетоспособными» и в силу статьи 410 ГК РФ могут быть прекращены по заявлению одной из сторон (полностью либо частично). Возможность такого погашения встречных однородных требований сторон государственного (муниципального) контракта подтверждает и судебная практика (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.08.2014 №03АП-2849/14, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2014 №18АП-6125/14).

На возможность удержания заказчиком суммы неустойки из суммы оплаты по государственным (муниципальным) контрактам при ненадлежащем исполнении контрагентом своих обязательств, указывают письма и решения ФАС России от 23.05.2011 №ИА/19716, от 10.12.2015 N АЦ/70978/15, от 12.07.2016 по делу №ВП-348/16, письма Минфина России (письмо Минфина России от 26.12.2011 N 02-11-00/5959). Минэкономразвития России также указывает, что заказчик вправе производить оплату по контракту за вычетом размера неустойки (письма от 10.03.2016 №ОГ-Д28-3630, от 02.10.2015 №ОГ-Д28-12800, от 21.09.2015 №Д28и-2829). Судебные инстанции поддерживают позицию ФАС России, Минэкономразвития России и Минфина России указывая в судебных актах на возможность осуществления зачета встречных требований о взыскании долга и неустойки (например, постановление Президиума от 19.06.2012 №1394/12).

На основании вышеизложенного, Заказчик вправе удерживать неустойку (штраф, пени) из цены контракта, если данное требвание было предусмотрено в контракте.

 

3. Вопрос: Процесс расторжения контрактов в одностороннем порядке за исполнением условий контрата, в части срока поставки товара носит долгий характер, где поставщик поставлен законодательством в более выгодные условия. В результате чего лимиты бюджетных обязательств не могут быть освобождены УФК для принятия решения Заказчиком осуществления новой закупки, что в условиях деятельности учреждения УФСИН может привести к общественно негативным последствиям. Решение о внесении в РНП после окончания срока действия контракта УФАС выносит в пользу поставщиков, при этом обязательства принятые поставщиком не исполнены.

Ответ: Односторонний отказ от исполнения договора является действием стороны договора, направленным на прекращение гражданских прав и обязанностей, возникших из договора. При этом возможность расторжения контракта, срок действия которого истек, нормами гражданского законодательства Российской Федерации не предусмотрена.

Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков также не предусматривают оснований для включения в реестр сведений об исполнителе в случае расторжения контракта после окончания срока его действия.

Таким образом, у заказчика отсутствуют, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации основания для одностороннего отказа от исполнения контракта после истечения срока его исполнения.

Кроме того, после окончания срока поставки товара у заказчика отсутствует право требовать от поставщика поставки товара, так как прекратилась его обязанность поставить товар, а у сторон прекратились договорные правоотношения по поставке товаров по контракту.

Таким образом, действие контракта прекращается в срок, установленный в самом контракте, а не в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения.

Вышеуказанная позиция антимонопольного органа отражена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2017 г. N 15АП-830/2017 по делу N А32-11269/2016, постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2015 г. N 15АП-14972/2015 по делу N А32-13305/2015, постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2017 г. N 17АП-1588/2017-ГК по делу N А60-49713/2016, постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2016 г. по делу N А14-8674/2015, постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2017 г. N 17АП-7702/2017-АК.

На основании вышеизложенного следует, что отказ заказчика от исполнения контракта (договора) возможен в любое время как до начала исполнения услуги (работы), так и в любое время в процессе оказания услуги (выполнения работы), но не после того, как услуга (работа) исполнена или срок действия контракта (договора) истек.

Учитывая, что сроки действия заключенного Контракта (прекращения обязательств сторон по контракту) истекли до момента принятия решения заказчиком об одностороннем отказе, принятие Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта не соответствует нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.

 

4. Вопрос: Несет ли сотрудник УФАС ответственность в случае если лицом обжаловано действие заказчика, при этом УФАС приостановило определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта и в дальнейшем доводы заявителя не нашли своего подтверждения при этом условие контракт как срок поставки имеет существенное значение, и на дату переноса этого срока в связи с подачей жалобы, дальнейшее исполнение обязательств для стороны невозможно и в том числе сторона утрачивает интерес.

Ответ: В силу части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. В случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу.

На основании данной нормы законодатель императивно установил право контрольного органа в сфере закупок приостанавливать определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.

Таким образом, сотрудник УФАС России не может быть привлечен к ответственности за приостановление определния поставшика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта, если данная приостановка была осуществлена на основании части 7 статьи 105 Закона о контраткной системе.

Дополнительно сообщаем, что УФАС по ХМАО-Югре считает целесообразным устанавливать разумные сроки поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, устанавливать данные сроки в календарных днях с момента заключения контракта, а не указывать конкретную конечную дату, которая в свою очередь может выпасть на один из дней принятия жалобы к рассмотрению, расссмотрению данной жалобы по существу либо изготовления решения по жалобе в полном объеме, а также при формировании аукционной документации, в части сроков поставки товара, выполнения работ, оказания услуг учитывать требования статьи 528 ГК РФ.

 

5. Вопрос: Сколько отмененных решений, постановлений УФАС в судебном порядке в первом квартале 2018 года?

Ответ: В первом квартале 2018 года в судебном порядке отменено два решения Ханты-Мансийского УФАС России по результатам рассмотрения жалоб и сведений о включении в РНП, что составляет менее 10%. от общего количества обжалованных решений.

Судом общей юрисдикции в первом квартале 2018 года отменено одно постановление о привлечении к административной ответственности и наложении административного штрафа в отношении должностного лица.

 

6. Вопрос: Нужно ли требовать от участника аукциона лицензию на медицинскую деятельность на оказание услуг, выполнение работ по дератизации, если предметом аукциона будет являться оказание услуг по дератизации, дезинсекции, дезинфекции (в совокупности или по отдельности) помещений и территорий? Является ли письмо Минздрава официальным документом, которым можно руководствоваться в работе, если оно было адресовано конкретному лицу, а не ограниченному кругу лиц, не государственным/муниципальным заказчикам, и не зарегистрировано в Минюсте?

Ответ: В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно- противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемого в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Таким образом, проведение мероприятий санитарно- противоэпидемического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (статья 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее — Закон №52-ФЗ).

Так, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме должны проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (пункт 1 статьи 29 Закона № 52-ФЗ).

Данные мероприятия выполняются как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, не относящихся к медицинской деятельности, таких как санитарная охрана территорий, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Закон о лицензировании) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Следовательно, если объект закупки связан с осуществлением деятельности, подлежащей лицензированию, документация должна содержать требование к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии, а участник закупки должен представить соответствующие документы, подтверждающие право на осуществление лицензируемого вида деятельности.

Перечень лицензируемых видов деятельности определен Законом о лицензировании, в частности, в соответствии с пунктом 46 пункта 1 статьи 12 Закона лицензированию подлежит медицинская деятельность.

В силу пункта 3 Положения о лицензировании медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, том числе, при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В частности, в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие из работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

В соответствии с общепринятой терминологией дезинфекция включает в себя работы по удалению или уничтожению возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды; дезинсекция – уничтожение членистоногих и клещей, являющихся переносчиками возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней, а также других насекомых, мешающих труду и отдыху людей, а дератизация – уничтожение грызунов, носителей возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды.

Следовательно, указанные понятия рассматриваются как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и составляют терминологическую основу Санитарно-эпидемиологических Правил СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 № 131 (далее – СП 3.5.1378-03) и отнесенных к группе 3.5 «Дезинфектология».

Медицинская помощь – это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и предоставление медицинских услуг, и должен рассматриваться в системной связи с проведением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Дезинфекционная деятельность осуществляется специально обученным персоналом организации, осуществляющей дезинфекционную деятельность, в строгом соответствии с требованиями, установленными СП 3.5.1378-03 и предусматривающими соблюдение условий хранения, транспортировки, приготовления рабочих растворов, химических и биологических средств, допущенных к применению и не оказывающих неблагоприятного воздействия на человека.

В связи с тем, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно- противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие "медицинская деятельность".

С учетом изложенного Ханты-Мансийское УФАС России считает, что деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ в соответствии с Законом об основах охраны здоровья граждан должна рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Законе № 52-ФЗ, и в соответствии с Законом о лицензировании подлежит лицензированию.

По второй части вопроса Ханты-Мансийское УФАС России считает, что письмо Министерства здравоохранения РФ не является нормативно-правовым актом и никоим образом не может служить в качестве основания по не включению требования в документацию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контраткной системе

 

7. Вопрос: В соответствии со ст. 63 и 65 Закона о контрактной системе заказчик может внести изменения в извещение и документацию об аукционе, при этом изменение объекта закупки не допускается. Законом о контрактной системе понятие «ОБЪЕКТ ЗАКУПКИ» не раскрыто. В соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки входят все показатели, характеризующие этот объект. Что в таком случае понимать под объектом закупки — непосредственно вид и наименование товара, работы, услуги, например: автомобиль, работы по ремонту дороги, учебники? Или под объектом закупки нужно понимать совокупность всех показателей, характеризующих товар, работу, услугу, например: размеры, характеристики автомобиля, наименование учебника и год его выпуска, объем работ по асфальтированию дороги? Можно ли вносить изменение в ТЗ документации об аукционе, если была, например допущена ошибка в фамилии автора учебника, неправильно указаны размеры автомобиля, или неправильно указана единица измерения в размерах мебели? Если воспринимать объект закупки как совокупность характеристик то вносить изменения нельзя, так как это будет являться изменением объекта закупки, если считать объектом закупки вид и наименование — то менять характеристики можно если не изменился сам объект — т. е. вместо машины не написали самолет, вместо работ по ремонту дороги не написали работы по ремонту крыши.

 

Ответ: В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в антимонопольном законодательстве используются следующие основные понятия:

товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

По мнению Ханты-Мансийского УФАС России объект закупки — это товары, работы, услуги (ТРУ), поставка, выполнение, оказание которых являются предметом контракта.

С 1 января 2017 г. наименование объекта закупки должно указываться в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд ч. 4 ст. 23 Закона N 44-ФЗ.

Например: услуга (Оказание услуг по сбору и обеззараживанию медицинских отходов класса В) имеет Код по ОКПД 2 (38.12.11.000), а работы (строительно-монтажные работы по подведению сетей канализации, водопровода и электричества) имеют Код по ОКПД 2 (43.2) всё это является объектом закупки и не подлежит изменению в соответствии с требованиями статей 63 и 65 Закона о контрактной системе.

 

8. Вопрос: Согласно части 4 статьи 71 44-ФЗ в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 16 статьи 66, частью 8 статьи 67 и частью 13 статьи 69 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем или по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе, а также по основаниям, предусмотренным частью 13 статьи 69 настоящего Федерального закона в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем, или по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 70 настоящего Федерального закона, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным способом в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Вопрос: О каких изменениях идет речь, если Заказчик желает провести еще раз электронный аукцион на тех же условиях и ни каких изменений в строку плана-графика вносить не требуется. Единственное изменение, которое в этом случае можно внести в эту строку плана - графика это в столбце «Обоснование внесение изменений» указать «возникновение обстоятельств...», мораторий 10 дней и на основании этого же ИКЗ провести закупку. В Постановлении Правительства РФ № 554 оснований для внесения изменений по поводу несостоявшейся закупки нет.

ИЛИ закупку (эту же закупку) в план-график занести новой строкой, с новым ИКЗ. Тогда в предыдущую закупку надо обнулять (в столбце «НМЦК» и «Планируемые платежи» ставить сумму равную «0»), так как если оставить обе закупки в плане-графике они будет суммироваться, но для изменения планируемых платежей есть только одно основание это экономия, образовавшаяся при заключении контракта, а для изменения НМЦК и планируемых платежей основанием является изменение стоимости планируемых к приобретению товаров, работ, услуг.

Ответ: В соответствии с частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе в случае, если электронный аукцион признан несостоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 16 статьи 66, частью 8 статьи 67 и частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем или по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе, а также по основаниям, предусмотренным частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем, или по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 70 Закона о контрактной системе, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным способом в соответствии с Законом о контрактной системе.

Таким образом, в случае если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки, заказчик вносит изменения в план-график и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе или иными способами, предусмотренными Законом о контрактной системе, с учетом ограничений, установленных указанным законом. При этом объект закупки не может быть изменен только в случае осуществления закупки путем проведения запроса предложений.

Согласно части 13 статьи 21 Закона о контрактной системе план-график подлежит изменению заказчиком в случае внесения изменения в план закупок, а также в следующих случаях:

1) увеличение или уменьшение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

2) изменение до начала закупки срока исполнения контракта, порядка оплаты или размера аванса;

3) изменение даты начала закупки и (или) способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отмена заказчиком закупки, предусмотренной планом-графиком;

4) реализация решения, принятого заказчиком по итогам проведенного в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона обязательного общественного обсуждения закупок и не требующего внесения изменения в план закупок;

5) в иных случаях в соответствии с порядком формирования, утверждения и ведения планов-графиков, установленным частями 4 и 5 настоящей статьи.

При этом в соответствии с частью 14 статьи 21 Закона о контрактной системе изменения в план-график необходимо внести не позднее чем за 10 дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки.

Таким образом, если Заказчик желает провести еще раз электронный аукцион на тех же условиях и ни один из указанных в части 13 статьи 21 Закона о контрактной системе случаев не подпадает при проведении повторного аукциона, то изменения в план-график вносить Заказчику не нужно.

 

9. Вопрос: Постановлением Правительства РФ от 05.09.2017 N 1072 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что подтверждением производства товаров в случаях, указанных в пункте 1 Постановления, является представление следующих документов:

копия специального инвестиционного контракта, заверенная руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), являющейся стороной указанного контракта;

акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, определенном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;

заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;

сертификат о происхождении товара (продукции), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - участника Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. по форме СТ-1, приведенной в приложении 1 к Правилам определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, являющемся неотъемлемой частью Соглашения.

 

Просим выразить позицию в отношении следующего:

- Кто эти документы предоставляет?

- Кому эти документы предоставляются?

- На каком этапе эти документы должны быть представлены

- Каковы действия членов комиссии при рассмотрении заявок участников аукциона, в случае, если товар предложен российского производства, но ни один из этих документов участники в составе не приложили?

 

Ответ: Данные документы предоставляет соответственно юридические лица или индивидуальные предприниматели, принимающие на себя обязательства в предусмотренный специальным инвестиционным контрактом срок своими силами или с привлечением иных лиц создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Торгово-промышленная палата Российской Федерации.

Данные документы предоставляются участнику закупки, которые он в свою очередь должен представить во второй части заявки на участие в аукционе.

В случае отсутствия в составе второй части заявки указанных документов аукционная комиссия обязана принять решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

 

10. Вопрос: Постановлением Правительства РФ от 11.08.2014 N 791 "Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд" установлен запрет на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, а также дополнительные требования к участникам по использованию российских товаров при производстве товаров, определенных постановлением.

Просим выразить позицию в отношении следующего:

- Какие документы необходимо указать в документации об аукционе в качестве соответствия товаров запрету и дополнительным требованиям в требованиях к составу второй части заявки участника или возможно потребовать только декларацию о наименовании страны происхождения товара?

- Каковы действия комиссии при рассмотрении заявок, в случае, если все участники предлагают товары легкой промышленности иностранного производства: все Китай?

 

Ответ: В силу подпункта 6 пункта 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Закона, или копии этих документов.

Согласно пункту 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Постановлением N 791 установлено, что осуществление заказчиками закупки товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), и (или) услуг по прокату таких товаров для обеспечения федеральных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, по перечню согласно приложению N 1, товаров и (или) услуг для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд согласно приложению N 2 не допускается, за исключением случаев, если производство товаров на территориях государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует.

Таким подтверждением, в частности, может являться сертификат о происхождении товара, выдаваемый в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве независимых государств от 20.11.2009 по форме СТ-1 либо иной документ, выданный в установленном порядке. Указание самим участником закупки в первой части заявки на то, что поставляемый товар произведен в определенной стране, равно как и представление в составе второй части заявки декларации о наименовании страны происхождения товара нельзя признать соблюдением требования о предоставлении документа, позволяющего идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта.

- Если все участники закупки предлагают товары легкой промышленности иностранного производства (например Китай) аукционная комиссия обязана принять решения об отказе в допуске к участию в электронном аукционе всем участникам закупки.

11. Вопрос: Кто является региональным оператором при вывозе ТБО на территории г.Ханты-Мансийска для заключения контракта по пункту 8 статьи 93 Закона о контрактной системе на вывоз и утилизацию ТБО. Как определяется региональный оператор. Где можно посмотреть перечень региональных операторов.

Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», вводится новая система обращения с твердыми коммунальными отходами, при которой обращение с твердыми коммунальными отходами осуществляется по договорам с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ (с изменениями). Уполномоченным органом исполнительной власти по выбору регионального оператора является Департамент промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Региональный оператор осуществляет cбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.01.2019 предусмотрен Федеральным законом от 28.12.2016 № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Более подробную информацию по выбору и деятельности регионального оператора можно получить в Департаменте промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Актуальная информация о переходе на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами размещена на официальном сайте Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

12. Вопрос: Обязан ли концессионер использовать (эксплуатировать) объект концессии по прямому назначению. Будет ли считаться добросовестным исполнением условий концессионного соглашения при косвенной эксплуатации (проведение текущего ремонта, текущая поддержка объекта в надлежащем состоянии).

Ответ: В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о концессионных соглашениях целями настоящего Федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Согласно части 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионные соглашения заключаются путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 указанного закона (по инициативе концессионера).

Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения (часть 2 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях).

Согласно части 2 статьи 8 Закон о концессионных соглашениях при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан:

1) осуществить в установленные концессионным соглашением сроки создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и приступить к его использованию (эксплуатации);

2) использовать (эксплуатировать) объект концессионного соглашения в целях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением;

3) осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия концедента, за исключением случая, указанного в части 3.7 статьи 13 настоящего Федерального закона;

4) обеспечивать при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возможность получения потребителями соответствующих товаров, работ, услуг;

5) предоставлять потребителям установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров, работ, услуг, в случаях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением;

6) поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением;

7) заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры поставки энергетических ресурсов, потребляемых при исполнении концессионного соглашения, а также оплачивать указанные энергетические ресурсы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закон о концессионных соглашениях концессионное соглашение может быть расторгнуто на основании решения суда по требованию стороны концессионного соглашения в случае существенного нарушения условий концессионного соглашения другой стороной концессионного соглашения, существенного изменения обстоятельств, из которых стороны концессионного соглашения исходили при его заключении, а также по иным предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или концессионным соглашением основаниям.

В части 2.1 статьи 15 Закон о концессионных соглашениях предусмотрено, что существенными нарушениями условий концессионного соглашения концедентом являются:

1) невыполнение в установленный срок обязанности по передаче концессионеру объекта концессионного соглашения;

2) передача концессионеру объекта концессионного соглашения, не соответствующего условиям концессионного соглашения (в том числе описанию, технико-экономическим показателям, назначению объекта концессионного соглашения), в случае, если такое несоответствие выявлено в течение одного года с момента подписания сторонами концессионного соглашения акта приема-передачи объекта концессионного соглашения, не могло быть выявлено при его передаче концессионеру и возникло по вине концедента;

3) невыполнение принятых на себя концедентом обязательств по его расходам на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения или выплате платы концедента по концессионному соглашению.

Концессионным соглашением помимо указанных в частях 2 и 2.1 настоящей статьи существенных нарушений его условий могут быть определены действия (бездействие) концедента или концессионера, являющиеся существенными нарушениями условий концессионного соглашения (часть 3 статьи 15 Закон о концессионных соглашениях).

Таким образом, из вышеприведенных норм законодательства следует, что концессионер обязан использовать (эксплуатировать) объект концессионного соглашения в целях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением, а также обязан поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, в том числе проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением. В случае ненадлежащего исполнения концессионером своих обязательств по концессионному соглашению, такое соглашением может быть расторгнуто в судебном порядке.

29 марта 2018, 17:38
Наверх