Проблемные вопросы применения положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дел, связанных с нарушением Правил подключения (технологического присоединения

20 ноября 2023, 16:37

Проблемные вопросы применения положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дел, связанных с нарушением Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 № 1547

 

С момента начала действий Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 1547 (далее - Правила подключения) неоднократно возникает вопрос как для заинтересованной в подключении стороны, так и для стороны, осуществляющей подключение к сетям газоснабжения: а какие меры реагирования может принять антимонопольный орган в случае нарушения этих Правил подключения?

В данном случае «камнем преткновения» в вопросе привлечения к ответственности за нарушение Правил подключения является применение положений статьи 9.21 либо 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).

В соответствии с методическими рекомендациями ФАС России по вопросу разъяснения отдельных положений Правил подключения № 1547 (исх. № ВК/104921/21 от 08.12.2021), диспозиция статьи 9.21 Кодекса предусматривает административную ответственность за нарушение газораспределительной организацией Правил подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям.

Как следует из диспозиции статьи 14.31 Кодекса, административным правонарушением за указанную статью является совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 Кодекса.

Запрет на совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением, регулируется частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В первую очередь нужно учитывать, что поводом для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.31 Кодекса является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Соответственно, если для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 9.21 Кодекса достаточно заявления физического лица, то в случае возбуждения статьи 14.31 Кодекса необходимо обязательное наличие принятого комиссией антимонопольного органа решения о факте нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, нормы статьи 9.21 Кодекса носят специальный характер по отношению к нормам статьи 14.31 Кодекса.

Исходя из статьи 23.48 Кодекса, антимонопольный орган рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе статьей 9.21 Кодекса.

Следовательно, нарушения газораспределительной организацией положений Правил подключения № 1547 необходимо квалифицировать как нарушения статьи 9.21 Кодекса.

Позиция относительно порядка применения статьи 9.21 Кодекса была изложена в Разъяснении № 7 Президиума ФАС России «Порядок применения закона о защите конкуренции с учетом правил технологического присоединения, правил недискриминационного доступа, правил подключения и законодательства о теплоснабжении», утвержденном протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 № 15.

Наряду с вышеизложенным в законодательстве имеется также несколько ключевых факторов, которые косвенно разграничивают применение статей 9.21 и 14.31 Кодекса в рамках Правил подключения.

Во-первых, в письме ФАС России от 28.12.2015 № СП/75571/15 «О направлении разъяснений» указано, что часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в редакции 275-ФЗ устанавливает запрет на действия (бездействие) доминирующего на рынке хозяйствующего субъекта, результат которых — ограничение, недопущение, устранение конкуренции и/или ущемление интересов других лиц в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

С момента, как в силу вступила новая редакция части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, заявления физических лиц о нарушении антимонопольного законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом путем ущемления интересов физического лица, не связанного с интересами неограниченного круга лиц или же с предпринимательской деятельностью, подлежат направлению для дальнейшего рассмотрения в соответствующий орган исполнительной власти на основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

К примеру, если ущемление интересов гражданина связано с нарушением правил предоставления коммунальных услуг, такое заявление направляется в орган государственного жилищного надзора.

В случаях же, когда гражданин заявляет о действиях, связанных с нарушением, к примеру, правил подключения к сетям газораспределения, по такому заявлению принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 9.21 Кодекса.

Во-вторых, постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», указано, что исходя из смысла части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах (одной из них):

устранение, недопущение, ограничение конкуренции на товарных рынках (например, затруднение доступа на рынок новых конкурентов, устранение конкурентов с товарного рынка);

причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

При возникновении спора антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением в одной из вышеуказанных форм.

Исходя из положений Закона о защите конкуренции и с учетом постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2, часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции условно выделяет на рынке следующих лиц, в отношении которых могут быть осуществлены действия, связанные со злоупотреблением доминирующим положением:

1. хозяйствующие лица-конкуренты по отношении к лицу, занимающему доминирующие положение;

2. другие лица в сфере предпринимательской деятельности — не конкуренты по отношении к лицу, занимающему доминирующие положение;

3. неопределенный круг потребителей (также физические лица, граждане).

С учетом всех вышеизложенных позиций, применение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (в последующем статьи 14.31 Кодекса) при рассмотрении нарушений газораспределительной организацией положений Правил подключения № 1547, особенно если нарушения выражены по отношению к гражданам, невозможно как в силу диспозиции статьи 9.21 Кодекса, так и в силу отсутствия ущемления интересов лиц, связанных с предпринимательской деятельностью, или интересов неограниченного круга потребителей.

 

 

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Наверх