Доклад: правоприменительная практика Ханты-Мансийского УФАС России, для соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации органами власти и органами местного самоуправления.

20 ноября 2023, 16:41

Доклад о правоприменительной практике Ханты-Мансийского УФАС России, в котором будут затронуты основные моменты необходимые для соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации органами власти и органами местного самоуправления.

 

Наиболее нарушаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями является статья 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;

7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона;

8) создание дискриминационных условий;

9) установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;

10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» запрещается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно части 3 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта», Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

 

В качестве примеров рассмотрим несколько случаев нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции органами власти и органами местного самоуправления.

Например:

В Ханты-Мансийское УФАС России поступило обращение, указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях органа местного самоуправления при организации ритуальных услуг на территории городского поселения.

В ходе рассмотрения обращения Ханты-мансийским УФАС России было установлено наличие признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в действиях органа местного самоуправления, выразившихся в заключении между органом местного самоуправления и индивидуальным предпринимателем соглашения на оказание услуг по погребению умерших граждан согласно гарантированного перечня услуг по погребению, оказываемых на территории городского поселения, в нарушение требований Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации регламентированы Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ).

Согласно пункту 22 части 1 статьи 14 Закона №131-ФЗ организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения.

В статье 1 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении и похоронном деле) определено, что указанный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни и пожелания родственников.

Закон о погребении и похоронном деле предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения родственниками умершего за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг.

Следовательно, лицам, взявшим на себя обязанности по погребению, законом предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.

Кроме того, статья 25 Закона о погребении и похоронном деле не предусматривает, что субъектный состав участников товарных рынков ритуальных услуг ограничивается специализированными службами по вопросам похоронного дела.

Согласно частям 1, 2 статьи 12 Закона о погребении и похоронном деле при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ.

Частью 1 статьи 29 Закона о погребении и похоронном деле определено, что органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии настоящим Федеральным законом возлагаются обязанности по осуществлению погребения умерших.

Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 29.06.1996 №1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 Закон о погребении и похоронном деле, по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 29.06.1996 №1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» предусмотрена обязанность, в том числе и органов местного самоуправления, по выделению специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимых средств для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.

Согласно части 3 статьи 9 Закона о погребении и похоронном деле средства, потраченные специализированной службой на оказание ритуальных услуг, входящих в гарантированный перечень, возмещаются специализированной организации за счет соответствующих бюджетов.

Институт специализированных служб, введенный вышеуказанными нормативными актами, установлен в целях обеспечения государственных гарантий для погребения на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение за счет соответствующего бюджета.

В соответствии со статьей 26 Закона о погребении и похоронном деле финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов согласно статей 9, 10, 11 настоящего Федерального закона.

Согласно абзацу 2 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под бюджетом понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

При этом органы местного самоуправления не наделены правом делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на) безвозмездной основе). Присвоение статуса специализированной службы коммерческой организации либо индивидуальному предпринимателю, определенным на конкурсной основе, не является созданием муниципального учреждения или предприятия.

Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, наделение индивидуального предпринимателя статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела противоречит действующему законодательству, нарушает установленный законом порядок экономической деятельности, связанный с выделением бюджетных средств специализированной службе по вопросам похоронного дела, а также права неопределенного круга лиц (родственников умерших) на безвозмездное получение гарантированного государством минимума ритуальных услуг от созданной в установленном порядке органом местного самоуправления специализированной службы.

По результатам рассмотрения обращения, в действиях органа местного самоуправления, выразившихся в заключении между органом местного самоуправления и индивидуальным предпринимателем соглашения на оказание услуг по погребению умерших граждан согласно гарантированного перечня услуг по погребению, оказываемых на территории городского поселения, в соответствии с которым предусмотрено осуществление хозяйствующим субъектов предпринимательской деятельности на рынке ритуальных услуг, наделение его функциями и полномочиями как хозяйствующего субъекта, так и органа местного самоуправления по организации похоронного дела, содержались признаки нарушения частей 1, 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В целях пресечения нарушений частей 1, 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции Ханты-Мансийским УФАС России выдано органу местного самоуправления предупреждение о совершении действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства путем расторжения с индивидуальным предпринимателям соглашения на оказание услуг по погребению умерших граждан согласно гарантированного перечня услуг по погребению, оказываемых на территории муниципального образования.

В установленный срок предупреждение органом местного самоуправления исполнено.

Аналогичные нарушения со стороны органов местного самоуправления в различным муниципальных образованиях были выявлены Ханты-Мансийским УФАС России в 2023 году.

Кроме того, выявлены нарушения со стороны органов местного самоуправления в части утверждения на территории муниципального образования нормативно-правового акта, которым предусмотрена возможность наделения любого хозяйствующего субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность на рынке ритуальных услуг, функциями и полномочиями как хозяйствующего субъекта, так и органа местного самоуправления по организации похоронного дела.

В целях пресечения нарушений статьи 15 Закона о защите конкуренции Ханты-Мансийским УФАС России выданы органам местного самоуправления предупреждения о совершении действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, путем расторжения с индивидуальным предпринимателям соглашения на оказание услуг по погребению умерших граждан согласно гарантированного перечня услуг по погребению, оказываемых на территории муниципального образования и путем приведения нормативно-правового акта об определении деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования, в соответствие с нормами Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

В установленный срок предупреждения органами местного самоуправления исполнены.

 

При этом еще хотелось бы отметить о недопустимости установления в нормативно-правовых актах, принимаемых органами местного самоуправления, требований содержащих дискриминационные условия.

В качестве примера стоит отметить следующее.

Ханты-Мансийским УФАС России проведен мониторинг соблюдения антимонопольного законодательства органами местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в сфере предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.

По результатам которого, в действиях органа местного самоуправления были установлены признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении в нормативно-правовом акте, регламентирующем предоставление финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на территории сельского поселения, условий предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства исходя из наличия регистрации в данном сельском поселении.

В соответствии с пунктом 33 части 1 статьи 16 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, содействие развитию малого и среднего предпринимательства (далее – МСП).

Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон о развитии предпринимательства), который также определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки МСП, виды и формы такой поддержки.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о развитии предпринимательства поддержка субъектов МСП – деятельность органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов МСП, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных муниципальными программами развития субъектов МСП.

Закон о развитии предпринимательства устанавливает требования к оказанию поддержки субъектам МСП. Частью 2 статьи 16 указанного закона установлено, что условия и порядок оказания поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, устанавливаются муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации муниципальных программ (подпрограмм).

Статьей 6 Закона о развитии предпринимательства предусмотрено, что государственной политикой органа местного самоуправления в области развития малого и среднего предпринимательства является, в том числе развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации; обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства; увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение занятости населения и развитие самозанятости.

Статьей 14 Закона о развитии предпринимательства определен ряд принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки; доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства; равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах; оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16 июля 2008 2023-1787 3года №9-П указал, что из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 8, 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 и 35 вытекает, что ограничения права собственности, равно как и свободы предпринимательской и иной экономической деятельности могут вводиться федеральным законом, если только они необходимы для защиты других конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, отвечают требованиям справедливости, разумности и соразмерности (пропорциональности), носят общий и абстрактный характер, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо данного конституционного права.

Следовательно, независимо от места регистрации и фактического осуществления предпринимательской деятельности, хозяйствующие субъекты равны между собой.

Таким образом, поскольку действующее федеральное законодательство не ставит возможность получения субсидии на развитие малого и среднего предпринимательства в зависимость от места (территории) регистрации хозяйствующего субъекта, претендующего на получение субсидии, то действия органа местного самоуправления по установлению в нормативно-правовом акте, условий предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства исходя из наличия регистрации на территории сельского поселения содержат в себе признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку названные требования ведут к ограничению конкуренции, нарушает единство экономического пространства.

На основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции органу местного самоуправления выдано предупреждение о необходимости совершения действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства путем исключения слова «зарегистрированные» из содержания нормативно-правового акта по предоставлению финансовой поддержки в форме субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства.

Указанное предупреждение исполнено в установленный срок.


 

Также встречаются нарушения органами власти при передач имущества в аренду, так после истечения срока аренды органы власти не предпринимают необходимые действия по возврату такого имущества.

Чем предоставляют преимущественные условия таким имуществом, что способно привести к ограничению конкуренции.


 


 

Следует также отметить, что в Ханты-Мансийское УФАС России также регулярно поступают обращения указывающее на действия, а в некоторых случаях на бездействие органов власти при проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации по управлению многоквартирным домом.

Согласно части 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети «Интернет» и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс, за исключением случая, предусмотренного частью двадцать пятой статьи 7.3 Закона Российской Федерации от 15.04.1993 №4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации». В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса. Если в течение двух месяцев со дня проведения открытого конкурса собственники не заключили договор управления с управляющей организацией, такой договор считается заключенным на условиях, определенных открытым конкурсом.

Таким образом, положениями статьи 161 ЖК РФ обязанность по выбору управляющей организации для управления многоквартирным домом возложена на органы местного самоуправления, определены условия возникновения такой обязанности, способ отбора управляющей организации (открытый конкурс), сроки исполнения.

Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 №75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее – Правила №75).

Как ранее было указано, в соответствии с частью 1 статьи 15 Закон о защите конкуренции органам государственной власти субъекта Российской Федерации, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, не объявление органами местного самоуправления конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с требованиями части 13 статьи 161 ЖК РФ способно привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В указанной части Ханты-Мансийским УФАС России выдаются предупреждения о недопустимости совершения данного нарушения, по результатам исполнения которых органами местного самоуправления устраняются допущенные нарушения.

 

 

Рассмотрим также случаи когда подведомственным учреждениям органа власти допускаются нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в объединении в один лот работ функционально и технологически не связанных.

 

Пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе содержит правило, согласно которому описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам при условии, что они влекут за собой ограничение количества участников закупки.

При этом, Законом о контрактной системе не регулируются вопросы, связанные с формированием лотов при осуществлении закупок конкурентными способами.

В пункте 3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 указано, что при проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ и услуг.

Следовательно, при размещении заказа уполномоченный орган наделен правом самостоятельного выделения лотов.

В тоже время согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции определено, что наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Таким образом, законодатель определил, что нормы Закона о контрактной системе должны применяться и исполняться всеми участниками контрактной системы в полном объеме, единообразно, в целях соблюдения добросовестной конкуренции, создания возможности равного доступа участников закупок к торгам, обеспечения полноты и ясности (недвусмысленности) условий проводимых закупок, определения победителя посредством реализации конкурсных процедур.

При этом из приведённого следует, что часть 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции прямо регулирует правоотношения в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд и в системном толковании со статьей 1 Закона о контрактной системе является составной частью законодательства о контрактной системе, равно как и Закон о контрактной системе является составной частью антимонопольного законодательства в силу статьей 2 и 3 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, формирование предмета торгов не должно входить в противоречие с общими принципами антимонопольного регулирования, должно обеспечивать соблюдение гарантий потенциальных участников по реализации их права на участие в торгах.

Из буквального толкования положений части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции следует, что в один лот могут быть включены товары, работы, услуги, которые отвечают одновременно двум критериям: функциональной и технологической взаимосвязи между собой. При этом союз «и» означает одновременное совместное наличие признаков функциональной и технологической связи товаров (работ, услуг) между собой, не предполагает альтернативы их раздельного применения.

Основным критерием для определения функциональной и технологической взаимосвязи работ, услуг, в отношении которых проводится указанный выше аукцион, является их осуществление на одном объекте муниципального образования (то есть оказываемые работы, услуги не могут выполняться на отдаленных друг от друга территориях).

Пунктом 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что взаимозаменяемыми товарами являются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).

Пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что товарным рынком является сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

С учетом изложенного, взаимозаменяемость - это критерий, применяемый в большей степени для экономического обоснования отнесения товаров к одному товарному рынку. При определении технологической и функциональной взаимосвязи товаров необходимо исходить из совокупности следующих критериев: техническая однородность; потребительское назначение; взаимозаменяемость.

При этом необходимо ответить, что несмотря на то, что в различных муниципальных образованиях выполняются одни и те же виды работ, функционально и технологически взаимосвязанными являются те из них, которые осуществляют на одном объекте. Однако по отношению к друг другу такие комплекса взаимосвязанных работ, выполняемых на одном объекте, в целях закупочной деятельности — следует признавать независимыми.Ханты-Мансийское УФАС России рассмотрены материалы поступившие содержащие сведения о признаках нарушения антимонопольного законодательства Учреждением при проведении электронного аукциона на оказание услуг по комплексному обслуживанию инженерных сетей, эксплуатации и ремонту имущества.

Из документов было установлено, что заказчику требуется оказание услуг на различных объектах, расположенных в различных муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. При этом, было установлено, что по условиям контракта выполнение работ осуществляется собственными силами Исполнителя.

Однако оказание услуг на каждом из объектов технологически и функционально не связано с оказанием указанных услуг на иных объектах, поскольку здания расположены в различных муниципальных образованиях.

 

 

В ходе рассмотрения обращения Ханты-Мансийским УФАС России было установлено в действиях Учреждения наличие признаков нарушения части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившихся в объединении в единый лот выполнение работ по комплексному обслуживанию инженерных сетей, эксплуатации и ремонту имущества, оказываемых в нескольких населенных пунктах Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, удаленных друг от друга.

На основании изложенного, Ханты-Мансийским УФАС России издан приказ о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Учреждением части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения дела Ханты-Мансийским УФАС России в действиях Учреждения, признано нарушение части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в объединении в единый лот выполнение работ по комплексному обслуживанию инженерных сетей, эксплуатации и ремонту имущества оказываемых в нескольких населенных пунктах Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, удаленных друг от друга.

Решение по делу в настоящее время вступило в законную силу.

 

 

 

 

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Наверх